Propellerheads
Propellerheads
сегодня модны и популярны, но задавать им вопрос
"Что новенького?" по меньшей мере неучтиво.
Ведь они - очередная парочка непростых и не
очень молодых старьевщиков, изобретающих стильный
музыкальный велосипед: хип-хоп, фанк, да джеймсбондовские
темки, - вот и весь биг-бит.
Эд Саймонс из The Chemical Brothers однажды
высказался так: "Сегодняшняя прогрессивная музыка
есть чистейшей воды грабеж". Нет никаких оснований
не доверять человеку столь преуспевшему в музыкальном
передергивании. (Ведь даже первоначальное название
его с Томом Роуландсом дуэта было краденым -
у американского продюсерского тандема The Dust
Brothers). Лозунги, ставшие привычными: шестидесятые
(семидесятые, восьмидесятые) возвращаются.
|
|
Итак,
Propellerheads - электронщики, конструирующие новомодный
звук из компонентов, которые никогда, кажется, и не
выходили из моды. Начать с того, что их удачное "компьютерное"
название тоже, в общем, не так уж оригинально - был
в восьмидесятые годы ансамбль The Talking Propellerheads,
о творчестве которого, правда, лучше и не вспоминать.
Propellerheads - это электронный дуэт англичан Алекса
Джиффорда и Уилла Уайта. Тридцатидвухлетний Джиффорд
начинал как сессионный музыкант: играл на клавишах
у Вана Моррисона и на саксофоне - у Stranglers. Впоследствии
работал звукоинженером у техно-активистов The Grid.
Затем переместился в студию Питера Гэбриела Real World
Studios, где увлеченно записывал и продюсировал различные
этнические проекты. Исчерпав себя в качестве всеобщего
аудиопопутчика, в 1994 году Алекс решился открыть
собственное дело. В 1996 году Джиффорд-Propellerheads
дебютировал ЕР под названием Dive! Диск был выпущен
небезызвестным лейблом Wall Of Sound, имеющем в своем
потенциале такие примечательные электронные команды,
как The Wiseguys, Dirty Beatniks, Les Rhythmes Digitales,
Mekon (последняя - проект Джона Гослинга из Psychic
TV).
Экстравагантный и вольный бит Dive! так впечатлил
фирму Adidas, что она использовала фрагмент композиции
в своем рекламном ролике. (В тот же день для подобных
целей была рекрутирована песенка Run-DMC). Propellerheads
в лице Джиффорда, естественно, были польщены не столько
вниманием со стороны Adidas, сколько соседством несносных
рэпперов.
Приверженцу живых выступлений, Алексу, разумеется,
нечего было ловить без хорошего фанкового барабанщика.
Им и стал Уилл Уайт, который до счастливого момента
соединения с Джиффордом с равным успехом ди-джействовал
в клубах и играл в готовящейся к распаду джаз-фанк-группе
Junkwaffle. Следующий танцевальный демарш дуэта назывался
Take California. New Musical Express и журнал Mixmag
пропечатали его как сингл недели. Между делом Propellerheads
прилежно изготавливали ремиксы для Luscious Jackson,
Soul Coughing и 808 State.
На сегодняшний день в музыкальной жизни Propellerheads
случились два момента истины, и оба так или иначе
связаны с агентом 007. Первая пижонская выходка участие
в проекте композитора и продюсера Дэвида Арнольда
под названием Shaken & Stirred. Они весьма подсуропили
Арнольду, "приделав" классическую тему Джона Барри
On Her Majesty`s Secret Service - выше всяких похвал.
Благодаря их легкой брейкбитовой подкладке, героическая
оркестровая сага приобрела необходимую тревожную чувственность.
Вещь получилась отменная, едва ли не лучшая на всем
сборнике.
Номер два - песня History Repeating, написанная специально
для Ширли Бейси, известной исполнительницы песен из
фильмов все о том же Бонде. Пик ее славы пришелся
на фильм 1964 года Goldfinger. Сейчас ей 61. Это не
первый ее эксперимент такого рода: в 1987 году она
записалась с Yello. Нынешний опыт с Propellerheads
удивительно органичен - словно они всю жизнь ритмизовали
ее шпионские госпелы. В 1997 году концерн Dreamworks
Спилберга-Геффена-Каценберга подписывает с Propellerheads
контракт и выпускает их полноценный дебютный альбом
под названием Decksandrumsandrockandroll. Его уже
называют лучшим дэнс-альбомом 98 года и неизбежно
сравнивают с недавним биг-битовым свершением - пластинкой
Dig Your Own Hole. Пожалуй, Decksandrumsandrockandroll
будет понежнее и поизысканнее. В конце концов, там,
где The Chemical Brothersдовольствуются Галлахером,
фантазии Propellerheads хватает как минимум на Ширли
Бейси.
Что с музыкой? Шпионский шик, сэмплерные вариации
на тему флейты и пианино, коктейльный джаз, брейкбитовые
шлаки, фанк, хаус - словом, все, что полагается в
таких случаях. Сами Propellerheads полагают, что пишут
танцевальную музыку для вечеринок. И еще - возводят
мост между танцевальной музыкой и хип-хопом. "Мы всегда
начинаем с визуального образа, - говорит Джиффорд.
- Инструментальная музыка вообще отличается некоторой
бесхребетностью, поэтому не худо задавать ей определенное
направление. Записывая нашу музыку, мы строго следуем
тому видеоряду, что прокручивается у нас в голове".
И добавляет: "Знаете, мы просто делаем саундтреки
к несуществующим фильмам". Саундтрек к несуществующему
фильму - характеристика, подходящая сегодня едва ли
не каждой второй электронной пластинке (разумеется,
из претендующих на нечто).
Ну а любимые композиторы Джиффорда это, разумеется,
Лало Шифрин, Джон Барри, Генри Манчини и Мишель Легран.
Decksandrumsandrockandroll - как поет сама Ширли Бейси:
"Я уже видела это и я увижу это снова". От винта,
тут конец перспективы. История повторяется. Пока они
хороши, потому как новы, энергичны и глумливы. Хороший
музыкальный вкус, хорошее чувство юмора, хорошее название,
наконец, у Propellerheads есть все, чтобы очаровать
любого слушателя. Правда, на мой вкус, они слишком
аккуратны, слишком коллекционеры. (Не зря Алекс кличет
свой Decksandrumsandrockandroll коллекцией мелодий).
Одно из главных достоинств дуэта - одержимость живыми
выступлениями. Концерт Propellerheads представляет
собой судорожные и весьма впечатляющие метания отцов-основателей
от вертушек к "хаммонду", от барабанов к бас-гитаре.
Так, очевидно, губится инерция используемых стилей
и звуков, высвобождается неведомая энергия и как написал
один поэт - "на север, на север, на север неистово
рвется пропеллер!"