| новости | музыка | танцпол | стили | гости | ссылки | translate to english |

| Alex Reece | Astral Projection | Banco De Gaia | Bomfunk MC`s | Brooklyn Bounce | Coldcut | Daft Punk | DJ Carl Cox | DJ Hooligan |
| DJ Wesbam | Fatboy Slim | Future Sound Of London | Klubbheads | Kraftwerk | LTJ Bukem | Moby | Monkey Mafia | Orbital | Paul Oakenfold |
| Paul Van Dyk | Propellerheads | The Chemical Brothers | The Orb | The Prodigy | Ultra Nate |

 

Kraftwerk

Они начинали, когда электронной музыки еще фактически не было. Но она появилась, в чем их немалая заслуга, и не даром сегодня именно их считают одними из грандов современной электроники. Вместе с тем, нельзя отрицать, что они внесли свой вклад не только в электронику, но и во все другие виды современной музыки, открыв в ней много нового и доселе неизвестного. Они продолжают нас удивлять, и, возможно, осенью появится их новый альбом.

История этого удивительного немецкого коллектива началась в 1968 году, но, конечно, не сразу и не просто так. Для того чтобы понять корни этого явления в электронной музыке, достаточно припомнить музыкальную (и не только) ситуацию в Германии того времени. Немецкие коллективы в большинстве своем играли кавер–версии популярных британских или американских песен. К тому же мысли и помыслы широких масс достаточно сильно были заняты "холодной войной" (о которой, впрочем, мы не скажем более ни слова, так как газета все–таки музыкальная). И тут молодое поколение решило самовыразиться и тем самым сделать Германию заметной в мировой культуре того времени. Результат — новая волна в музыке и кино. Что до кино, то и об этом мы сегодня позабудем, а вот в музыке появились такие экспериментальные коллективы, как TANGERINE DREAM, CAN и, естественно, KRAFTWERK. Ну, правда, KRAFTWERK–то появился тоже не сразу, как и Москва не сразу строилась. Сначала была группа ORGANISATION, созданная Флорианом Шнайдером–Эслебеном (Florian Schneider–Esleben) и Ральфом Хюттером (Ralf Huet-ter), которые познакомились во время учебы в Академии Искусств в городке Remschied, что возле Дюссельдорфа. "Мы проснулись в конце 60–х и осознали, что Германия стала американской колонией. Не было немецкой культуры, немецкой музыки — ничего. Мы как будто жили в вакууме. Молодежи нравился американский образ жизни: машины, гамбургеры и рок– н–ролл." Горячие молодые умы захотели возродить культуру Германии в соответствии с главным принципом баухауса — смешивая искусство с технологией. Более того, в соответствии с принципами этого направления, художник являлся не изолированной личностью, которая творила ради того, чтобы творить, а частью функциональной общины.

Далее, следуя голосу своего сердца, они продолжили образование в консерватории Дюссельдорфа. Сильное влияние на юных музыкантов оказал один из пионеров электроники Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen). Постепенно разочаровываясь в обычных инструментах, они все больше экспериментировали с неживым звуком. "Я вполне серьезно занимался игрой на флейте до какого–то уровня, а затем это просто наскучило. Я начал искать что–то другое. Я понял, что флейта слишком ограничивала... Вскоре купил микрофон, потом громкоговорители, эхо–процессор, потом синтезатор. Позднее я вообще забросил флейту," — сказал Флориан Шнайдер.

Группа ORGANISATION принимала участие в различных представлениях в художественных галереях и университетах. Музыку же можно было охарактеризовать как смесь звуков и ритма. Волна экспериментальной музыки вызвала определенный интерес у звукозаписывающих компаний (как же, им надо держать ухо востро), благодаря чему стали появляться первые их записи. Тем не менее, достаточно неожиданным стал факт подписания ORGANISATION контракта с британской компанией RCA. В результате в 1970 году появился альбом "Tone Float" группы, в которую помимо вышеупомянутых Ральфа (орган) и Флориана (флейта, скрипка) входили: Фред Моникс (Fred Monics, ударные), Бутч Хауф (Butch Hauf, бас–гитара), Бэйзил Хаммоуди (Basil Hammoudi, вокал). Негативным последствием работы с британской фирмой стало то, что дебютный альбом в результате продавался в Германии как импортный. Тем не менее, главной причиной отсутствия успеха стала несколько преувеличенная аморфность звучания, перенасыщенного различного рода шумами и импровизациями, в связи с чем весьма трудно провести какие–либо параллели между ней и более поздними работами Ральфа и Флориана.

На этом история ORGANISATION закончилась, и началась история KRAFTWERK, который на тот момент составляли уже небезызвестные вам двое вместе с Андреасом Хохманом (Andreas Hohman) и Клаусом Дингером (Klaus Dinger). Первой работой "электростанции" (боюсь, что не открою ничего нового для вас, если скажу, что именно так переводится с немецкого название группы) стал одноименный альбом "Kraftwerk" (фигурирующий в истории как "Kraftwerk 1"), записанный с июля по август того же года в новой, теперь уже легендарной дюссельдорфской студии, позже названной Kling Klang. Ко–продюсером и звукоинженером работы был Конрад Планк (Conrad Plank), который позднее стал очень известен своей работой с ULTRAVOX и EURYTHMICS. По сравнению с "Tone Float" он был более строго организован и чуть менее насыщен шумами. Все это незамедлительно было отмечено публикой (продано 60 тысяч дисков), в результате чего резко повысился авторитет музыкантов и они стали давать множество концертов. Через некоторое время ушел Андреас Хохман, но вскоре к группе присоединились Михаэль Ротер (Michael Rother, гитара) и Эбернхардт Крахнеманн (Ebernhardt Krahnemann, бас–гитара).

Тем не менее, и этот состав продержался недолго. Вместе с Крахнеманном ушел сам Ральф Хюттер. М–да, вот тут–то и мог придти конец KRAFTWERK, не стали бы они монстрами электроники и не писал бы я о них сейчас, а следовательно, и читать бы вам этого не пришлось. На протяжении полугода после вышеописанных событий Флориан, Ротер и Дингер играли музыку, которая скорее напоминала более поздние работы Ротера и Дингера в составе группы NEU!. В таком составе они записали 35 минут материала на студии Конрада Планка, который так никогда и не вышел. Помимо этого состоялось первое появление KRAFTWERK на немецком телевидении, после которого Дингер и Ротер основали NEU!.

Казалось бы, все, приехали, как говорится... Однако тут случилось неожиданное: в группу (от которой, в принципе, остался лишь Флориан Шнайдер) возвратился Ральф Хюттер и за невообразимые шесть дней (26 сентября — 1 октября 1971 года) записан второй альбом KRAFTWERK, который, как и первый, был оставлен без названия, а посему фигурирует в истории группы как "Kraftwerk 2". Как по оформлению и названию, так и по содержанию он был прямым продолжением дебютной работы и вышел на лэйбле Philips. Ко–продюсером вновь стал Конрад Планк. Программа полностью состояла из инструментальных композиций под ритм драм–машины. Помимо этого, как и на первой работе, звучали клавишные, флейты, использовались различные звуковые эффекты и даже гитары.

Альбом также имел немалый успех (чуть меньше 60 тысяч продаж). В 1972 году в Великобритании интерес к немецкой музыки вырос в достаточной мере для того, чтобы на Philips решили выпустить первые две работы KRAFTWERK вместе на принадлежавшем Philips прогрессивном лэйбле Vertigo. Релиз не прошел незамеченным, однако и оглушительного успеха не имел. Было ясно, что группе удалось создать нечто нетипичное ни для поп–, ни для рок–музыки, но широкая известность в музыкальных кругах и отсутствие таковой среди рядового слушателя показывали, что нужно время. К тому же, KRAFTWERK не выступали за пределами Германии, решив не совершать концертных туров подобных таковым рок–звезд. В то же время такие немецкие прогрессив–группы, как CAN и TANGERINE DREAM, регулярно выступали с концертами за рубежом. Тем не менее, Ральф и Флориан получали достаточно денег от продажи своих работ, которые они тратили на дальнейшее обустройство и усовершенствование своей студии Kling Klang.

Первый же концерт за пределами Германии состоялся в феврале 1973 года на фестивале немецкой музыки в пригороде Парижа. Помимо KRAFTWERK в нем приняли участие TANGERINE DREAM и Клаус Шульце (Klaus Schulze). Раскачавшись, группа решилась на тур по Германии, разъезжая по стране на грузовичке "Фольксваген". Во время турне музыканты (Ральф — клавишные, Флориан — флейта и скрипка, Эмиль — гитара и электрическая скрипка, Plato Kostic — бас–гитара) играли импровизационную музыку на соло–концертах и различных фестивалях перед аудиторией, число которой порой доходило до двух тысяч. Во многом загадочное и непонятное положение KRAFT-WERK было нарушено третьим альбомом "Ralf Und Florian", который вышел в ноябре 1973 года. Программа была записана в студии Kling Klang (она, правда, тогда так еще не называлась), студиях Comet и Rhenus в Кельне и тогда весьма модной Studio 70 в Мюнхене с мая по июль. Ко–продюсером и звукорежиссером вновь стал Конрад Планк, благодаря личным знакомствам которого с владельцами студий в Кельне музыкантам разрешалось работать там по ночам. Хоть работа и продолжает общую тематику, начатую первыми двумя работами, тем не менее, на нем доминируют электрическое фортепьяно и мягкая электрическая перкуссия. Музыка стала более мелодичной, а названия — ироничными, например "Pineapple Symphony" ("ананасовая симфония").

Но только с четвертым альбомом "Autobahn" (1974) у группы наконец появился тот самый ни на кого не похожий звук KRAFTWERK. Этому способствовало и появление в группе Вольфганга Флюра (Wolfgang Fluеr, электронные ударные) и Клауса Редера (Klaus Roeder, гитара, скрипка, клавишные). Конечно, главным номером программы стало 22–минутное посвящение немецким автодорогам "Autobahn" со звуками моторов, сигналов автомашин и электронной перкуссией. Не последнюю роль в популярности группы сыграл сам Дэвид Боуи (David Bowie), который в то время считался главным создателем новых направлений в музыке (правда, в 80–х он этот имидж подпортил, но зато в 90–х он снова на коне). Его просто очаровал "Autobahn", и он стал с большим уважением отзываться о творчестве KRAFTWERK в своих интервью. Журналистская братия, доверяя его репутации, немедленно взяла это на перо, и группа получила надлежащую известность. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. В результате альбом, правда, в несколько измененной версии, попадает в десятку лучших в США и Великобритании.

В 1975 году Редера заменяет Карл Бартос (Karl Bartos). В этом составе записывается новая работа — концептуальный альбом "Radioactivity", основанный на звуках, которые можно услышать на радиоволнах. Одноименную композицию открывала передача этого слова на азбуке Морзе. Последовавшие затем "Trans–Europe Express" (1977) и "The Man–Machine" были записаны под сильным влиянием таких групп новой волны, как THE HUMAN LEAGUE, TUBEAWAY ARMY (в составе которой работал Gary Numan), DEPECHE MODE и OMD. Я думаю, кто хоть раз слышал песню "The Robots" с альбома "The Man–Machine", навсегда запомнил простые и забавные слова на русском: "Я твой слуга, я твой работник" с сильным немецким акцентом. Через несколько лет сингл "The Model" с альбома "Computer World" неожиданно для всех занял первое место в британских чартах в 1981 году.

Музыка KRAFTWERK продолжала соответствовать принципам баухауса — она всегда отражала то, что происходило в обществе. Так, когда вышел альбом "Radioactivity", в обществе было немало споров об использовании атомной энергии, а когда вышел "Computer World", было много споров о том, не потеряет ли человек своего значения в обществе с развитием компьютерной техники. Трудно поверить, но в то время это всех пугало, что во многом сравнимо с тем эффектом, который производили на людей первые поезда. Порой дело доходило до абсурда. Так, в 80–х музыканты KRAFTWERK не раз обращались к правительству Восточной Германии (то бишь ГДР) с предложением выступить там, но неизменно получали отказ. Другим иностранным исполнителям (даже тем, кто имел "некоторую политическую окраску"), которые использовали электрические гитары и другие инструменты, разрешали, а им — нет лишь потому, что они играли электронную музыку. За "The Model" последовали еще два хита: "Show-room Dummies" и "Tour De France" (последняя вошла в саундтрек к фильму "Breakdance" и стала своеобразным гимном одноименной велогонки в 1983 году). Затем должен был выйти альбом "Technopop" (в который и должна была войти "Tour De France"), но по непонятным причинам было решено не выпускать его. Существует две противоположные версии этого. В соответствии с первой музыканты сами были недовольны работой, в соответствии со второй — EMI не захотела издавать альбом, мотивируя тем, что там слишком много хип–хопа и запись не будет пользоваться успехом, а значит и издавать незачем. Лишь некоторые композиции с "Technopop" в измененном виде вошли в следующий альбом "Electric Cafe", который вышел только в 1986 году. По задумке это изначально была танцевальная музыка. Продюсером работы был Артур Бэйкер (Arthur Baker). Многие ортодоксальные фэны группы не оценили этого произведения, назвав весьма странной имитацией музыкантами своих же ранних работ, но без прежнего блеска. В результате объем продаж был невероятно мал.

Через несколько лет после выхода "Electric Cafe" (по различным данным, в1987, 1988 или в 1990 году) KRAFTWERK покинул Флюр, а еще через некоторое время за ним последовал и Карл Бартос. Флюр объяснил свой поступок тем, что после долгих лет работы в группе ему захотелось сделать что–то новое. И хоть уйти было нелегко, он это сделал. Долгое время было неизвестно, чем он занимался, и ходили самые невероятные слухи (даже о том, что он умер). На самом деле он вернулся к своей работе дизайнера мебели, а вскоре записал сольную работу. В 1993 году он выпустил кассетный сингл "Little Child", доходы от продажи которого пошли в помощь детям, эвакуированным из Боснии. Бартос после ухода работал с Лотаром Мантойффелем (Lothar Manteuffel, ELEKTRIC MUSIC) и OMD.

С тех пор KRAFTWERK — это Ральф, Флориан и сессионные музыканты. В 1991 году вышла следующая работа группы под названием "The Mix", в которую вошли ремикшированные версии лучших песен. Ральф Хюттер сказал по этому поводу: "Это гораздо больше, чем просто альбом ремиксов. Мы начали с того, что взяли наши оригиналы и сэмплировали их. Многие песни были просто заново переделаны, так что это скорее перезапись, чем ремикс. И мне кажется, мы сделали это лучше, чем кто–либо другой."

Они продолжают жить, работать, постоянно совершенствовать свою студию и не появляются на фотосъемках уже около пятнадцати лет, присылая на них роботов и объясняя это тем, что у них гораздо больше терпения. Роботы выступают вместо них и на концертах, которые, между прочим, действительно играются музыкантами. Ральф Хюттер: "Ничего заранее не записывается, а находится в памяти компьютера. Нет никаких пленок, все идет с компьютера. Мы можем изменить все настолько, насколько захотим: убирать, добавлять песни, пропускать, повторять. В любой момент можем все поменять. Мы можем сделать любую песню длиннее, в зависимости от того, как проходит концерт".

Со времени выхода "The Mix" много раз появлялись слухи о новом альбоме KRAFTWERK. Еще несколько лет назад в одном из интервью Ральф Хюттер заявил, что новая программа уже записана, отказавшись давать дальнейшие комментарии. Вполне возможно, что как и "Technopop" в 1983 году, она не удовлетворила музыкантов и они стали ее перерабатывать. Тем не менее, после нескольких лет молчания группа выступила в мае этого года на британском фестивале Tribal Gathering, где исполнила новую композицию. А затем еженедельник "New Musical Express" сообщил, что группа работает над новым материалом, который, возможно, выйдет в сентябре. Достоверной эту информацию можно считать хотя бы потому, что она прошла и по официальным каналам (недавно об этом сообщалось в новостях GALA Records — официального представителя компании EMI, на которой выходят работы KRAFTWERK). Помимо этого сообщалось, что планируется переиздание всех альбомов группы с ранее не издававшимися бонус–треками (напомню, что первые несколько альбомов не переиздавались на CD).

Думаю, что они еще не раз нас удивят своей оригинальной и ни на кого не похожей музыкой. Ральф Хюттер говорит: "Нашу музыку не сыграешь на фортепьяно. Просто не получится. Ноты в нашей музыке не играют никакой роли. Фортепьяно просто старо. Этот архаический инструмент давным–давно исчез из поля нашего зрения."
Hosted by uCoz