Пожалуй,
одним из самых заметных и самых известных независимых европейских электронных
лейблов на сегодняшний день является британская формация Ninja Tune,
которая из года в год доказывает свою состоятельность в мире экспериментальной
электронной музыки и вполне подтверждает свой статус вечных новаторов.
Отцами-основателями лейбла Ninja Tune являются экс преподаватель искусств
Джонатан Мор и программист Мэтт Блэк. Эти двое работают вместе с момента
рождения эйсид-хауса (середина восьмидесятых). Свела их судьба на передачах
тогда еще пиратской радиостанции "Kiss FM", где Мэтт и Джонатан стали
вести авторскую программу "Solid Steel Show". Однако на тривиальном
ди-джействе парочка не останавливается. "Следующим шагом каждого ди-джея
является создание собственной музыки", - сказал как-то раз Paul Oakenfold,
и это, на мой взгляд, верная мысль. Так или иначе, Мэтт и Джонатан создают
группу, которая получает название COLDCUT, и начинают активно заниматься
ремикшерской деятельностью. Уже по первым творческим шагам COLDCUT можно
заметить некоторые расхождения между подходом к музыке участников группы
и общепринятыми в музыкальной индустрии понятиями. Их ремиксы очень
мало чем напоминали оригиналы. Переработке подвергалось все - не только
структура композиций, но и исходные сэмплы и лупы, которые реаранжировались,
обрабатывались и лишь в таком виде использовались. Новый подход и новые,
свежие, но не очень экстремальные идеи, как водится, были приняты британской
публикой на ура. Ремиксы COLDCUT на композиции YAZZ, Lisa Stansfield
и некоторых других стали занимать ведущие строчки в хит-парадах Великобритании.
В 1990 году COLDCUT были названы продюсерами года. Дебютный альбом группы
_What_s That Noise_ стал серебряным.
В общем, у COLDCUT тогда были все шансы стать благополучными и богатыми
пахарями на ниве музыкального шоу-бизнеса. Hо этого так и не произошло.
Первым лейблом, который начал работать c COLDCUT, стал независимый Big
Life. "Люди, работающие в Big Life, были настоящими бизнесменами. Они
очень хорошо знали, как делать деньги, и этот фактор всегда был для
них определяющим. Мы были для них всего лишь топливом, которое помогало
в погоне за благополучием. Hо когда фонтан наших прежних идей несколько
иссяк, они не оказались заинтересованными в новых. Это случается со
множеством людей, чьи мысли и идеи становятся предметом потребления",
- рассказывает Мэтт. Вскоре Big Life был приобретен Polygram, и мэйджоровские
замашки по отношению к COLDCUT усугубились. Тогда COLDCUT приобретается
лейблом Aristo, но все повторяется по новой.
"На наш взгляд, большинство мэйджоров похоже на первобытных динозавров.
Они практически совершенно не ориентируются в нынешней ситуации, отрицают
кардинальное новаторство и цепляются за то, что уже давным-давно отжило
свой век. Это настоящая психологическая война, и мы будем настоящими
придурками, если позволим остановить нас". На деньги, скопленные за
период популярности и успеха, Мэтт и Джонатан решают открыть лейбл.
К этому их подтолкнуло и еще одно событие, благодаря которому родилось
также название лейбла. "Когда мы гастролировали по Японии и обдумывали
нашу ситуацию в мире музыкального бизнеса, нам в руки попалась детская
книжка про японских тайных бойцов ниндзя, которые умеют мастерски скрываться
от врага и исчезать на голом месте. У них есть дома, полные всевозможных
ловушек. В миру это совершенно обычные люди, и никто не знает, что скрывается
под их обыденной личиной. Именно эта книга и натолкнула нас на мысль
о создании собственного лейбла, основными принципами которого будут
являться анонимность, профессионализм и новаторство как в музыке, так
и в околомузыкальной сфере". Лейбл назвали Ninja Tune, и вскоре он начал
функционировать.
Известность опять пришла, но уже теперь к Ninja Tune после издания серии
работ "Jazz Breaks", которая представляла собой микстуру из сбивок,
лупов, латинских ритмов, сэмплов, снятых со старых пластинок, элементов
даба и хип-хопа. Работой над серией руководил DJ Food. Hа сегодняшний
день Ninja Tune - это не только COLDCUT. С лейблом работает множество
талантивых музыкантов: HERBALISER, LONDON FUNK ALLSTARS, Funki Porcini,
Kid Koala, DJ Vadim; UP, BUSTLE AND OUT, Amon Tobin и многие другие.
Причем отношения у Мэтта и Джонатана со всеми этими коллективами и людьми
вовсе не напоминают отношения между издателем и музыкантом. Скорее это
отношения одной команды, которая стремится к общей цели.
В январе 1997 года, после почти трехлетнего молчания, COLDCUT издает
свой следующий сингл "Atomic Moog 2000". Столь длительный творческий
перерыв был вызван огромным количеством организационных дел в связи
с возникновением и быстрым развитием Ninja Tune. Кроме того, все это
время Мэтт и Джонатан не переставали собирать различные интересные сэмплы,
экспериментировать со звуком и видео, однако законченную форму эти эксперименты
приобрели лишь в 97-м.